Облачные технологии
Облачные технологии 1C:Предприятия обеспечивают повсеместную и удобную работу с прикладными решениями на различных клиентских устройствах с различными операционными системами.
При этом клиенты могут использовать устройства с малой вычислительной мощностью, мобильные устройства. Клиенты могут вообще не устанавливать на свои устройства программное обеспечение 1С:Предприятия, или могут установить легкое клиентское приложение, не требующее большого количества ресурсов.
Все основные вычисления, прикладная логика реализуется в кластере серверов 1С:Предприятия, который обеспечивает масштабируемость, отказоусточивость, динамическое перераспределение нагрузки и взаимодействие с СУБД, хранящими данные прикладных решений. При необходимости кластер серверов может быть усилен инфраструктурой сервиса, которая позволяет предоставлять клиентам услуги пользования программным обеспечением как сервисом, вести учет потребления этих услуг, осуществлять общее администрирование сервиса и др.
Термин «облако» используется в обозначении этих технологий как метафора. Она основана на том, что интернет изображается на компьютерных диаграммах в виде облака, за которым от клиента скрывается сложная инфраструктура и все технические детали.
В 1С:Предприятии подобная инфраструктура включает в себя следующие механизмы и технологии:
- Возможность подключения к информационной базе по протоколу HTTP (HTTPS), благодаря чему клиенты могут работать через интернет из любой точки земного шара;
- Наличие веб-клиента, не требующего предварительной установки на компьютер пользователя. Благодаря этому клиенты могут работать с неподготовленного компьютера или мобильного устройства;
- Отказоустойчивый масштабируемый кластер серверов, благодаря которому 1С:Предприятие может обслуживать большое количество одновременно работающих клиентов;
- Наличие механизма разделения данных, благодаря которому прикладные решения могут работать в архитектуре multitenancy, когда единый экземпляр объекта приложения, запущенного на сервере, обслуживает множество клиентов или организаций;
- Наличие инфраструктуры сервиса, позволяющей развертывать приложения 1С:Предприятия в модели SaaS, когда поставщик разрабатывает и самостоятельно управляет прикладным решением, предоставляя потребителю доступ через интернет. Такая бизнес-модель избавляет потребителя от всех затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой оборудования и программного обеспечения; потребитель оплачивает лишь пользование услугой.
Можно выделить четыре основных сценария использования облачных технологий 1С:Предприятия:
Облако внутри организации
Внутри отдельной организации облачные технологии могут использоваться для того, чтобы сотрудники имели возможность подключаться к информационной базе из разных мест, даже из тех, где на компьютерах не установлено 1С:Предприятие. Это полезно для руководителей, перемещающихся между офисами, которым требуется оперативная информация по своим подразделениям. Это удобно для менеджеров, потому что они могут получать необходимые отчеты находясь, практически, в любом месте, в торговой точке или у поставщика.
Также к облаку, развернутому внутри организации, могут подключаться потребители, не являющиеся сотрудниками. Поставщики, клиенты, подрядчики и т.д. для того, чтобы, например, получать отчёты о продаже своих товаров или их остатках на складе.
Преимущества облачных технологий внутри организации
- сотрудники могут использовать компьютеры, не обладающие большой вычислительной мощностью,
- сотрудники легко перемещаются внутри организации и между офисами,
- легко подключить внешних клиентов, для них установка программного обеспечения не требуется.
Облако внутри холдинга
Внутри холдинга, объединяющего несколько компаний, облачные технологии помогают сократить издержки на обслуживание одинаковых прикладных решений. Например, в каждой из компаний, входящих в холдинг, ведется бухгалтерский учет с помощью программы 1С:Бухгалтерия. Тогда вместо того, чтобы в каждой компании развертывать и поддерживать собственную информационную базу 1С:Бухгалетрии, можно развернуть её один раз, в центральном офисе, например, и использовать в режиме разделения данных.
В результате каждая из компаний будет работать в своей собственной независимой области данных, а настраивать, обновлять, выполнять резервное копирование и др. административные действия нужно для одной информационной базы, а не для нескольких.
Преимущества облачных технологий внутри организации
- сотрудники могут использовать компьютеры, не обладающие большой вычислительной мощностью,
- сотрудники легко перемещаются внутри организации и между офисами,
- легко подключить внешних клиентов, для них установка программного обеспечения не требуется.
Облако для клиентов
Использование облачных технологий значительно облегчает работу в тех случаях, когда потенциальные потребители прикладного решения не объединены в локальную сеть, обладают разнородным оборудованием и не расположены следовать каким-либо обязательным рекомендациям по составу аппаратных и программных средств.
Например, автоматизируя товарищество собственников жилья, можно предоставить всем жильцам возможность работать с программой через интернет, используя лишь интернет-браузер. При этом в подавляющем большинстве случаев от них не потребуется как-либо модифицировать своё оборудование или устанавливать дополнительное программное обеспечение. Веб-клиент работает под управлением всех распространённых браузеров, на операционных системах Windows и Linux, на мобильных устройствах iPad.
Преимущества облачных технологий для клиентов
- простое и удобное подключение к программе,
- мобильность, возможность пользоваться программой из разных мест (дома, на работе и т.д.).
Технология 1cFresh (работа через Интернет в модели сервиса)
Наиболее полно облачные технологии задействуются тогда, когда работа с прикладными решениями организуется в модели сервиса:
Модель сервиса подразумевает, что потребители не приобретают сами прикладные решения. Они платят лишь за пользование прикладным решением через Интернет. Прикладные решения развертываются у поставщика сервиса, на его оборудовании, в виде единой системы (сервиса, инфраструктуры), с которой работают все пользователи. Обслуживание и обновление программного обеспечения поставщик сервиса выполняет централизованно.
Работа в модели сервиса позволяет реализовать для прикладных решений 1С:Предприятия бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, известную как SaaS (software as a service — программное обеспечение как услуга).